Интервью с трудовым наставником

– Меня зовут Арсений, я руководитель отдела международной логистики в компании SPLAT и член Комитета Добрых Дел (КДД) – саморегулируемого сообщества сотрудников компании, который занимается реализацией социальных проектов и развитием корпоративного волонтерства в SPLAT.

Мы начали сотрудничать с фондом «В твоих руках» в 2017 году. Я присоединился чуть позже – это была летняя стажировка подростков в нашей компании. Первую неделю ребята работали на складе в Истре, вторую – в московском офисе. По выходным для них проводились разные мероприятия, где, как в квестах, надо было решать разные задачи на развитие социальных навыков. Сотрудники SPLAT приходили по выходным в качестве волонтеров.

Мне кажется, волонтеры – это такой тип людей с определенным складом личности. У них есть стремление помогать ближнему, развита эмпатия. Многие у нас в компании самостоятельно занимаются благотворительными проектами. И когда КДД предлагает участвовать в проектах компании – активно присоединяются.
Мне тоже было безумно интересно поработать с детьми, и вот уже пару лет я участвую в программе стажировок.

Я начинал как трудовой наставник для молодого парня в отделе логистики. А уже через год я был организатором стажировок со стороны КДД.

Когда я был трудовым наставником, я не особо понимал, с чем придется столкнуться. Знал, что придет парнишка 16 лет, из детского дома. Другое поколение, свое восприятие жизни. Как он воспримет задачи, которые мы ему поставим?

Я понимал, что могут быть неожиданные ситуации. Не стоило ждать, что это будет так, словно вышел обычный новый сотрудник к нам в отдел. С одной стороны, стажер может опоздать, или не справиться с задачей – это мы все понимали. С другой стороны, эти наши опасения не оправдались. А настоящей трудностью стало найти такие задачи, которые и нам, как работодателям, важны, и молодому, еще не определившемуся с направлением, парню были бы интересны. Сложно было найти что-то, что замотивирует, вызовет интерес, потому что, ну, тебе 16 лет – хочется с ребятами пообщаться, пойти на кухню попить горячий шоколад, снова пообщаться… Но, мне кажется, мы прилично загрузили стажерскую неделю разными заданиями – парень справлялся. Учился пользоваться поисковиком, находить сведения, заносить в таблицу. В целом, некое углубление в профессию было.

Мне было интересно это общение, как наставнику. А уже через год я больше погрузился в организацию процессов: 10-12 ребят приезжают к нам на две недели – надо и со складом, и с офисом, и с фондом все координировать, чтобы вовремя доставили ребят на работу и потом обратно, в хостел. Всем оформить пропуска. Сделать так, чтобы никто не опоздал, и у сотрудников не «поплыл» рабочий график.

Ребята попросили дать им поработать на фасовке на полтора часа больше, чем изначально планировали. Им было интересно, хотели догнать «взрослую» норму за день. Мы с отделом кадров выясняли, не будет ли нарушением договора такая «продленка» – вот такие задачи надо было решать время от времени.

Как организатор, я понимал, что быть трудовым наставником – это ответственность и дополнительная нагрузка. Нужно давать стажеру задания, следить за выполнением, помогать, объяснять. Если ребенок не будет справляться или будет слишком много вопросов задавать, я допускал, что наставник может отказаться от участия, просто потому, что начались бы трудности с выполнением своих непосредственных задач.

К счастью, каких-то внештатных ситуаций не было. По обратной связи от коллег я могу судить, что все получилось намного спокойнее, чем мы ждали. Нельзя сказать, что ребята с горящими глазами выполняли все задания, но они были достаточно дисциплинированы, а в некоторых моментах мы встречали настоящий интерес.

Мы сейчас поговорили с одним стажером, Тамарой. Она попала в IT-отдел, и ей там очень нравилось. Хорошо выполняла задачи, ее хвалили. Это определенная такая отдача, возрастает самооценка. Хочется, чтобы ребята с помощью такого опыта получали необходимую порцию веры в себя.

Я думаю, что ребятам из детских домов нужен полноценный опыт профориентационных экскурсий и стажировок. Это как раз тот возраст, когда можно и нужно все пробовать, искать себя. Мы живем в очень динамичном мире, сейчас уже не то время, когда нужно было выбрать одну профессию и всю жизнь в ней сидеть.

И еще есть задача социализации. Одно дело, когда дети общаются с другими детьми из детских домов. Другое дело – разные люди разных специальностей, разных возрастов, в разной обстановке. Это шанс посмотреть мир и почувствовать себя его частью.

Это определенная ответственность для любого современного бизнеса – помогать создавать то самое общество, в котором мы живем. А сотрудники, которые принимают участие в подобных проектах, больше вовлечены и мотивированны на выполнение трудовых обязанностей. Такие мероприятия помогают создавать корпоративную культуру, наполняют дополнительным смыслом трудовой день.