Интервью Марии Полугодиной SPLAT

Меня зовут Маша Полугодина, я работаю в компании SPLAT страшим юристом по регионам.
Я была трудовым наставником летом 2019 года. Пошла в проект, потому что было интересно, что я могу дать ребятам, которые придут к нам работать. Для меня это стало своеобразным челленджем: за короткий период в две недели разглядеть в ребятах какие-то таланты, умения, дать им новые навыки.

Я вообще считаю, что такие стажировки для ребят из детских домов хороши именно тем, что помогают им увидеть, как на самом деле люди зарабатывают себе на жизнь.
Это довольно избитая тема, что, как правило, спонсорская помощь детдомам заключается в том, что им привозят подарки, оказывается материальная поддержка, но совсем нет или очень мало какого-то развития навыков ребят, которые там находятся.

В этом проекте во время стажировок ребята получают неплохой жизненный опыт и это очень здорово: показать им, что вообще собой являет реальная взрослая жизнь. Что блага, которые поступают в детский дом, не падают с неба – это усилия взрослых людей. Что во взрослой жизни эти же блага придется зарабатывать.

Это был мой первый опыт такого менторства-наставничества и получилось по классике: «ожидания – реальность». Я воображала, что моя роль – это некий «мудрый родитель», такая курочка-наседка, я сейчас расскажу ребятам премудрости жизни, научу… Но на самом-то деле, если подумать, менторство заключается как раз не в этом. Ментор скорее старший друг для ребенка, который может показать, как круто сделать, но не из позиции родителя. Говоря юридическим языком, коли уж я юрист, нет у наставника таких полномочий, как у родителя, поэтому не стоит с этой позиции и смотреть.
В реальности получилось быстро этот родительский стиль поведения отмести буквально в первый день, когда ко мне пришли ребята. Мы начали работать как коллеги, близкие товарищи.

Я старалась не строить ожиданий, что придет ребенок и будет иметь хоть какое-то представление о работе юриста. Тем не менее, было неожиданно тяжело воспринимать, что ребята не знают самых основных, базовых понятий и нужно объяснять прям вот с самого-самого начала, кто такой юрист вообще.

Я помню свою первую ошибку: вот вроде бы ты рассказала, что нужно сделать и кажется, и так все понятно. Но для ребенка это темный лес и нужно объяснить все с нуля – что все эти бумаги и термины значат, почему везде именно так делают.

Самое первое, что удалось поручить ребятам – это разобрать бумаги. Бумажная работа – альфа и омега юриста. Много-много всяких бумажек, которые нужно разобрать, но не всегда хватает времени. Нужно не просто прибраться, а вдумчиво разложить бумаги по папкам. Например, у нас в стопку были сложены разные доверенности, нотариально заверенные копии каких-нибудь уставов, различные свидетельства на товарные знаки. Нужно было объяснить, по каким папкам это разложить, по какому принципу. В начале каждой недели мы составляли план, что нужно сделать и к каждой задаче мы вместе составляли инструкцию. Пока так расписываешь, объясняешь – получается здорово и ребята смекают, что нужно делать.

К середине первой недели уже началось что-то более интересное. Например, мы составляли доверенности. Девушке выделили свой ноутбук и поручили делать проекты доверенностей. Ей это даже больше подошло, чем с бумагами сидеть. А с парнем мы делали нотариальные копии документов: он писал письмо, прикладывал
документы, которые нужно будет сделать, и мы шли к нотариусу в соседний офис.

Нас подготовили, что у ребят могут проскальзывать какие-то особенности в общении, в стиле поведения. Но на протяжении всей практики я никогда не сталкивалась с чем-то откровенно плохим – с грубостью, неподчинением. Были у нас хорошие ребята: парень и девушка. Мне они показались доброжелательными, с развитой эмпатией.

Был такой случай: наш юноша занимался документами, делал доверенности – он был не особо общителен, я подумала, может, лучше и не надо его тормошить разговорами, отвлекать от работы. У нас как раз был переезд с одного этажа на другой, и в процессе я вдруг поняла, что потеряла ключ от сейфа, в котором лежат уставные документы. А через десять минут должен придти нотариус и эти документы понадобятся. Я чуть не поседела, пока искала ключ, и по мне, наверное, было заметно, что что-то не так. Наш стажер спросил, что случилось. Я ему на бегу бросила, что потеряла ключ и побежала дальше искать – я была в отчаянии, уже хотела звонить нотариусу, отменять встречу, извиняться… Как вдруг через пару минут ко мне подходит стажер и протягивает ключ: он пошел на этаж, где мы сидели до переезда и нашел ключ в тумбочке, куда я его положила – я показывала ему, что мы кладем ключ туда. Это было очень-очень здорово, что у парня была такая готовность придти на помощь.

Мне, честно говоря, тяжело говорить про то, почему нужен особый подход к детям из детских домов, я не уверена, что компетентна про это говорить. Но мы знаем, что у этих детей не закрыты какие-то самые базовые потребности. С ними рядом нет родителей. И если ребенок в семье с первых дней имеет пример для подражания, он видит, как себя ведут люди в социуме, опирается на пример мамы, папы, дедушки с бабушкой, то у детей в детском доме такого опыта нет или он есть, но очень неблагополучный. Наверное, исходя из этого, нужен такой особый подход, учитывающий, что у этих детей сложный путь.

Самое главное, мне кажется, всегда оставаться собой. Быть открытым и честным человеком и не бояться говорить о каких-то недостатках в качестве работы, в поведении. Но не в форме какой-то ругани, а в форме бережной обратной связи, чтобы ребята сделали какие-то свои выводы и на основании этого и шли дальше с новым опытом.

Благодаря участию в проекте я по-новому взглянула на воспитание детей – поняла, что это сложный ответственный процесс, к которому надо серьезно готовиться. Я на себя взглянула с новой точки зрения. Очень волновалась, смогу ли стать авторитетом для ребят – на момент практики мне было 24 года. Но во время стажировки я осознала, что возраст вообще не главное. Важно уметь зажечь сердца, сделать вместе классную работу.

В целом, для будущих работодателей – я очень советую брать детей на стажировку, потому что это здоровское дело, которое поможет и детям, и самим работодателям получить бесценный опыт. Но при этом нужно осознавать свою ответственность, правильно подойти к этому делу. Как я раньше говорила, это не какие-то родительские отношения, а именно трудовое наставничество. Не надо стесняться давать обратную связь в хорошей и удобоваримой форме. Если у работодателя получится раскрыть какие-то таланты ребят и это немножко повернет их представление о себе в лучшую сторону, то это тоже будет очень сильно здорово.