Интервью с наставником. Аня

Ане 31 год, замужем, детей пока нет. Работает в международной компании в отделе маркетинга. Общается со своим подростком с апреля 2019 года. В. выпустился из Непецинского детского дома и поступил в колледж.

– Аня, буквально пару слов о себе, чем живешь и как попала к нам?

– Я активный человек, люблю путешествовать, отдыхать – серф, сноуборд. У меня трое домашних животных – две собаки и кошка.
К наставничеству шла, можно сказать, осознанно. Сначала волонтерила в детских больницах, помогала детским домам материально, но всегда искала более долгосрочного, глубокого контакта. После публикации Оли Маркес о программе фонда я поняла, что наставничество – как раз такой вариант.

-Что дало тебе обучение в Школе наставников?

– Я и до обучения интересовалась психологией. Но одно дело читать про приемы общения, например, из коучинга, и совсем другое – применять их на практике. На обучении было много упражнений, где мы друг на друге «тренировались» решать ситуации, которые могут возникать в общении с подростками – совсем другие ощущения! Мне очень повезло с группой, конечно – все девчонки разные, каждая интересна по-своему. Очень помогало, что всегда была возможность взглянуть на ситуацию под разными углами, услышать разные точки зрения.

– В группе были одни девушки, а в пару многим из вас достались ребята – насколько сложно тебе выстраивать общение с мальчиком-подростком?

– С одной стороны, для меня это не ново, потому что есть младший брат, тоже подросток, с которым мы довольно близки. С другой стороны, конечно, с девочкой общаться было бы проще – больше общих тем. Приходится больше внимания уделять подготовке к встрече, поиску интересов, близких нам обоим. Но для меня это если и выход из зоны комфорта, то совсем небольшой.

– Ваша группа действительно получилась дружной – вы уже не раз собирались парами, чтобы куда-то сходить. Что дает такое общение, когда не один на один, а вдвоем, но вместе с другими людьми?

– Общаться в группе – это, конечно, тоже крутой формат. Парни ведут себя расслабленнее, потому что они в своей стае: общаются между собой, шутят, подкалывают друг друга. В таком общении можно открыть для себя новые черты характера своего подростка, тонкости взаимоотношений ребят. Да и темы поднимаются неожиданные, такие, которые возможно не всплыли бы в общении один на один. Отвечая на вопросы других ребят, наставник тоже раскрывается. Это полезно для пары, это тоже сближает.

– Расскажи немного подробнее про то, как у вас сначала складывалось с В.? Какое он на тебя произвел впечатление?

– Вообще, девчонки из группы, когда увидели В., сразу прозвали его «поэтом серебряного века»)) – В. очень галантный, воспитанный, с классическими представлениями о семье, о мужественности, о роли мужчины, как защитника. Он довольно сдержанный, но не скрытный – делится историями про свою семью, показывает фотографии. Сначала В. больше молчал, боялся лишний раз пошутить. Сейчас проще – можем шутить друг над другом и над собой, свободнее общаемся. Но В. никогда не примет вмешательства в свою жизнь, навязчивых советов. У нас с ним не панибратские отношения: он следит за речью при мне, например. Это делает наши отношения не равнозначными его отношениям с ровесниками. Мне кажется, это хорошо.

– В этом месяце вы отметите первый год) Как обычно проходят ваши встречи? Что изменилось между вами за это время?

– Ого, год пролетел совсем незаметно! У нас сейчас несколько вариантов встреч, стараемся чередовать. Либо один на один в тихом месте, чтобы спокойно пообщаться. Либо группой, чтобы весело провести время. Либо вдвоем, но что-то активное – катаемся на лонгбордах, прыгаем на батуте, играем в лазертаг. Ему такие приключения всегда нравятся.
Нам еще есть куда расти в плане доверия, но этап первичной подстройки уже прошел. Мы оба нашли подход друг к другу. Запомнилось, как мы однажды поехали с еще одной парой погулять, а потом я отвозила В. и его друга в колледж и они уснули в машине по дороге обратно – для меня это было про доверие, ведь уснуть можно только в присутствии тех, с кем надежно, с кем можно быть собой. Наше сближение очень не быстро происходит, в силу его спокойного темперамента, но движение есть, и меня это радует.

– Помимо присутствия взрослого человека, которого В. уважает и в то же время доверяет ему, что еще, на твой взгляд, дает ему ваше общение? Чем помогает ему?

– Мне кажется, наши встречи расширяют В. кругозор. Но это происходит не специально. Просто он наблюдает, как я живу, что делаю – например, оплачиваю покупки через телефон, и он тоже такую штуку настроил у себя. Я привозила ему экзотические фрукты из поездки и мы гуглили про эти фрукты, а потом пробовали. Или мы изучаем, как кататься на лонгборде. Обсуждаем футбол, спортивные бренды, компании, в которые можно потом пойти работать. И он всю эту информацию как-то аккумулирует, расширяет круг своих интересов.

– Что тебе дает участие в программе?

– Это самый сложный вопрос) Мне хотелось делать что-то полезное для других, не такое эгоистичное, как обычно – когда мы стараемся, в первую очередь, ради себя. Тут же в приоритете интересы другого человека, это ощутимая польза для другого. Для меня важно, чтобы было такое дело в жизни.