Первый Клуб наставников онлайн
1 апреля наши наставники опробовали новый формат общения – мы провели первый Клуб наставников онлайн.
Раньше нам нравилось собираться вместе, чтобы обсудить новости в парах и научиться полезным навыкам общения. Сейчас тоже очень важно не терять связь друг с другом, поэтому мы нашли удобную онлайн-площадку –благо, технологии позволяют общаться, даже если все в режиме самоизоляции.
В этот раз мы рассуждали о различиях психотерапевтического и коучингового подхода к общению: если психолог работает в основном с травматичным прошлым клиента, чтобы тот мог измениться в настоящем, то коуч работает с настоящим, с тем, что происходит с человеком здесь и сейчас, чтобы клиент мог построить желаемый образ будущего и увидеть, как можно достичь поставленных целей.
Именно поэтому мы предостерегаем наставников от погружения в прошлое своих ребят – подростки смогут разобраться со своим непростым прошлым, когда окрепнут и у них появится достаточный ресурс.
А некоторые приемы построения беседы из коучинга, наоборот, могут очень пригодиться в общении с подопечным. Не касаясь прошлого опыта, в беседе с подопечным наставник может опираться лишь на то, что дано ребенку в настоящем. И помогать ему ставить перед собой простые и достижимые цели.
Но, чтобы такая беседа была возможной, сначала нужно выстроить доверительные отношения. Наставники делились, что на этот этап у кого-то ушло девять месяцев, у кого-то год.
Мы нашли несколько простых подсказок на этом пути:
– Чтобы помочь другому довериться, сначала нужно открыться самому: не нужно бояться рассказывать о себе.
– Стараться запоминать детали, которые ребенок рассказал на прошлой встрече: это дает понять, что наставнику не все равно.
– Поставив вместе с ребенком «маленькие цели» – обязательно отмечать их достижение и анализировать с ребенком его успехи. Даже небольшие достижения помогают подростку развивать эмоционально-волевую сферу.
В ближайшее время мы наметили еще несколько встреч с наставниками – разберем актуальные для текущей ситуации вопросы, в том числе – как наладить общение с ребенком во время карантина.