Интервью с наставником. Даша

Есть один большой плюс во всем происходящем – мы снова начали ценить возможность живого общения с другими людьми.

Для нас карантин закончится, начнется обычная жизнь. Но для детей, которые долгие годы живут в детском доме, «карантин» – часть их бытия: есть дом, где все – уже хорошо знакомые, свои. И там, за забором, есть большой мир, куда можно попасть лишь с разрешения.

Наставник для ребенка – проводник большого мира. Он привозит с собой новые истории, новое видение привычных вещей, становится самым дорогим гостем. А потом и тем, кто встречает молодого выпускника в новой жизни.

Мы продолжаем традицию бесед с нашими наставниками об их опыте. Сегодня знакомим вас с Дашей, наставницей в Быковском детском доме.

– Даша, скажи пару слов про себя.

– Мне 32, живу в Подмосковье, работаю маркетологом.

– Почему именно наставничество? Как ты выбрала эту форму волонтерства?

– Меня пригласили преподавать в Высшей Школе Экономики и мне очень понравилось общаться с подростками. Так я пришла к мысли, что стоит усложнить задачу и попробовать помогать подросткам из детских домов. Погуглила, с удивлением нашла программу Наставничество – не думала, что такой проект есть. Сразу заполнила анкету.. и вот.

– И вот ты прошла отбор и оказалась в Школе наставников. Что запомнилось из того периода?

– Школа Наставником мне очень понравилась. Дали много полезных знаний, даже для моей преподавательской деятельности. Некоторые приемы общения я успешно применила со своими школьниками. В целом было интересно, без воды.

– Помнишь, как познакомились с С.? Что изменилось за два года общения?

– Честно говоря, у меня были некоторые стереотипы насчет детей из детского дома. Были опасения, что придется общаться со сложным подростком. Мой мальчик оказался совсем не таким, как я себе придумала. Интересы, увлечения, досуг – как и у любого подростка. Оказалось, что С. – очень воспитанный, очень приятный молодой человек. Со своими целями, с амбициями. Не нужно было себя накручивать, вот что поняла.

– А подробнее о стереотипах? Что представлялось?

– Ну, мне казалось, что будет подросток с низким уровнем культуры, с набором вредных привычек. Может быть, какие-то наклонности криминальные… Думала, может, будет на деньги меня разводить.

– Ну да, стандартный набор представлений. А из-за того, что тебе достался в младшие друзья парень, а не девчонка, есть ли какие-то особенности в общении у вас?

– Ой, мне показалось, что С. сначала очень обрадовался, что ему в наставницы досталась девушка. Может, думал, что со мной будет проще, потому что девушки обычно мягче, аккуратнее в общении. Но характер у меня во многом мужской, я бываю очень требовательна. Кажется, он был сильно удивлен, когда понял, что я не так проста, как кажусь на первый взгляд, что мной сложно манипулировать. И ему стало интересно. Со временем он понял, что мне можно доверять, можно нормально обсуждать со мной разные вещи.

– Какая поддержка, на твой взгляд, нужна была С. в самом начале?

– На мой взгляд, у него была сильно занижена самооценка, по ряду причин. И когда мы начали обсуждать мой опыт преподавания, всякие смешные и неловкие моменты, которые случались с моими учениками в аудитории – когда ученик залип над очень простым вопросом, когда пошутил неудачно, короче, попал впросак – С. начал понимать, что такое случается со всеми, что он не какой-то «особенно не такой», а такой же, как и все. Мне кажется, ему стало легче.

– Какие-то изменения в С. наблюдаешь?

– Ну как раз, что самооценка повысилась. Когда мы только познакомились, С. вообще не верил, что сможет куда-то поступить после школы, очень пессимистично был настроен. А сейчас у него совсем другие ожидания – он очень активно готовится к экзаменам, ответственно к поступлению относится. Очень переживает, конечно, но у него четкая цель появилась – успешно закончить школу и поступить в колледж.

– Расскажи немного подробнее о планах С.?

– В этом году С. окончит школу и будет поступать в ИТ-колледж. Он вообще немного домосед. Планирует, какой ремонт сделает в своей квартире, когда ее получит – обсуждает со мной, какие будут обои, какая мебель, как все это будет расставлено – часто на эту тему говорим. Очень мечтает о своем доме, семье.

– Трудно было подружиться?

– С. довольно закрытый человек. Было сложно наладить с ним контакт. Особенно на начальном этапе – когда не о чем было говорить, он просто замолкал. Отличный способ общения)). Со временем стало проще, теперь не возникает таких неловких пауз, все наладилось.

– Два года – долгий срок. Что самое сложное для тебя было за это время?

– Самое сложное – дорога! Я живу в Подмосковье, детский дом – тоже в Подмосковье, с другой стороны от Москвы. Путь туда-обратно занимает около 5-6 часов. Это сложно. И для встречи нужно, чтобы все сложилось – чтобы у С. не было мероприятий, каникул, когда дети в лагерь уезжают. Чтобы у меня было время именно в тот выходной, когда С. может. Но мы стараемся, и все получается.

– Как С. относится к идее наставничества?

– Он рассказал, как ему предложили принять участие в программе и что он согласился чисто из любопытства. А когда меня увидел – стало интересно, решил дать нам шанс. Больше мы этой темы не касались.

– Порой наставники сталкиваются с тем, что ребенок по привычке смотрит на них как на спонсора: «а что ты мне купишь? что подаришь на НГ»? Как у вас сложилось с С. в этом плане?

– Я очень этого боялась, это был основной страх. Но все было наоборот – он никогда ничего не просил, а когда я хотела подарить подарок на Новый год – категорически отказался. Было очень сложно уговорить его принимать подарки. Но потом он стал на крупные праздники дарить подарки мне, и как-то выровнялось. Теперь по праздникам у нас взаимообмен).

– Ты редко обращаешься за поддержкой, в основном справляешься сама. Были ли моменты, когда помощь психолога все же пригодилась?

– Были такие моменты. Например, когда выяснилось, что у С. проблема с английским и он не хочет его учить, – я не могла понять, в чем сложность. Говорила ему про путешествия, что английский будет нужен не только для учебы. Но С. говорил, что никуда не поедет, ему и тут хорошо. Молодой мальчик, а размышлял, как старый дед)). Я не знала, как изменить его отношение к этому предмету. Психолог дала ценный грамотный совет, я его использовала и получилось убедить С. заниматься. Через какое-то время он получил четверку, вместо обычной тройки, и сам офигел!

– Наставничество как-то изменило тебя?

– Мне кажется, не особо – для меня это все про появление еще одного человека в списке близких, интересных людей, с кем я получаю удовольствие от общения.

– Как твое окружение относится к тому, что ты наставник?

– Все считают, что это очень крутая программа и сами раздумывают об участии в подобном проекте. Видят, что это интересный опыт. Считаю, что мне очень повезло с окружением, никто не считает меня странной, хотя, я слышала, что наставники иногда сталкиваются с непониманием.

– А если твой знакомый скажет: тоже хочу в наставники, пусть мне дадут подростка, а уж я ему помогу встать на ноги – в институт, на работу устрою, жизни научу!) Что ему в ответ скажешь?

– Я сразу извинюсь, потому что, видимо, неправильно донесла суть программы. Потому что наставничество не про это.

– Как сейчас, спустя почти два года, видишь основную задачу наставника?

– Повысить самооценку ребенку. Я вижу, что у всех ребят с этим большие проблемы. Они стесняются своего детдомовского статуса, считают, что отличаются от других детей по своим человеческим качествам. Это, конечно, не так, и когда они это понимают – их это окрыляет. Наставничество – это вообще не про то, чтобы затирать подростку за жизнь и учить, как правильно делать. Это про то, чтобы поддержать ребенка, помочь ему понять, чего он хочет от жизни, чем хочет заниматься и вместе подумать, как можно всего этого добиться.

– Что важно в подготовке к роли наставника?

– Думаю, для наставника важнее всего терпение. Вряд ли так будет, что сразу после знакомства подросток повесится на шею и общение сразу станет близким – такая идиллия, любовь, взаимопонимание… Человек будет присматриваться, делать выбор – впускать тебя в свою жизнь или держать оборону. Нужно время. Нужно уметь ждать. Понадобится большой запас терпения, чтобы преодолеть этот барьер.

– Что посоветуешь тем, кто сейчас только начинает общение, нашим новичкам?

– Не переживайте, если все пока не очень гладко. Не стоит терять веру в себя и в вашу пару! Тер-пе-ни-е! Со временем все будет хорошо. Ждать и верить в лучшее)