Учимся с наставниками искусству маленьких шагов
В среду, 9 октября, наставники собрались в знаменитой “Сахарнице”, где эксперт по работе с трудными подростками Ариф Али-Заде провел третью из серии встреч про взаимодействие наставника и ребенка.
В этот раз мы посвятили встречу искусству маленьких шагов.
Часто наставник задается вопросами:
– Все ли хорошо у нас в паре?
– Как я могу понять это, если ребенок на встречах молчит?
– С чем сверяться в пути, какие критерии успеха?
– На каком этапе я могу ставить нашей паре большие цели?
– Хорош ли я, как наставник?
Волонтер хочет быть полезным, при этом длительное время он может вообще не видеть никаких перемен в своем подопечном.
Эту проблему мы разбирали очень подробно: учились разбивать большие задачи на серию маленьких, но конкретных действий; учились отмечать малейшие изменения в наших ребятах. Намечали основные задачи, которые можно успешно решать совместно с детьми в первый год общения.
Наставники делятся своими открытиями после Клуба:
“1. Создай зону безопасности своему подопечному. Пусть просто БУДЕТ, не надо ничего требовать.
2. Помоги ему понять,чего он действительно хочет.
3. Наше дело – семя посеять. Потом может прорасти, ты сам и не заметишь. Изменения, произошедшие с ребенком, вообще можно не увидеть, потому что эффект может быть уже во взрослой жизни.
4. У ребенка из детдома есть пробелы в опыте установления контакта – нужно помочь их восполнить.
5. Можно очень классным способом объяснять последствия действий, не осуждая и не поучая: хочешь взять микрозайм, давай учиться скрываться от коллекторов.
6. После выпуска из детдома ребят накрывает дух свободы и им сносит голову. Хорошо бы постараться заранее научить распоряжаться свободным временем, чтобы выход в самостоятельную жизнь был гармоничнее.
7. Нормальные сроки для видимых изменений могут составлять и год, и два.
8. Дети могут вообще не общаться с наставником удаленно, это нормально. Они все равно ждут его и рады ему.
9. Наших детей отличает от обычных 3 вещи: точное наличие травм, закрытая среда и необходимость резко стать взрослым сразу после выпуска из детдома. Это надо знать, а в остальном себя неплохо вспоминать в детстве.
10. Если ставить с ребенком цели, нужно придумывать максимально простой и понятный, пошаговый план их достижения”.
Спасибо наставникам за глубокую работу и ценные осознавания!
Благодарим Сахаровский центр за гостеприимство!
Программа проводится при поддержке Фонда президентских грантов