В газете "Родник" Раменского района вышла публикация о нашей программе наставничества

За январь–февраль 2019 года органы опеки и попечительства Министерства образования Московской области устроили в приемные семьи 116 детей-сирот. Об этом сообщила первый заместитель председателя правительства Московской области, министр образования региона Ольга Забралова. Сегодня в Подмосковье проживают более 25 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них в замещающих семьях воспитываются свыше 15,7 тысячи детей-сирот. Кроме того, свыше 8,6 тысячи детей воспитываются в семьях усыновителей. Однако все еще остается определенное количество детей, которые воспитываются в детских домах и центрах содействия семье и детям. Именно для этой категории детей в Московской области действуют программы наставничества. Это один из эффективных видов деятельности по социализации сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В Быковском центре содействия семье и детям такую программу осуществляет Благотворительный фонд «В твоих руках». О том, что такое программа наставничества, как она работает и на что она направлена, рассказывает координатор программы Фонда «В твоих руках» Мария Кочина.

– Мария, несколько слов о БФ «В твоих руках».

– С 2010 года мы помогаем детям-сиротам, а с ноября 2012 года мы зарегистрировали свой фонд и назвали его «В твоих руках». Мы сотрудничаем с несколькими региональными детскими сиротскими учреждениями. Наша работа – это долгосрочные проекты, направленные на успешную социализацию ребят из детских домов. На данный момент в фонде четыре сотрудника и чуть более 100 волонтеров, которые помогают по мере сил, возможностей и наличия свободного времени. У нас нет «якорного» спонсора, мы существуем независимо, на пожертвования разных компаний и частных лиц. А летом 2019 года программа «Наставничество» получила поддержку Фонда президентских грантов.


– В чем цель программы «Наставничество»?

– Ребенок в детском доме живет в условиях практически нулевой ответственности и на полном обеспечении. Здесь у него есть кров, пища, одежда, он получает бесплатное образование. Его базовые потребности удовлетворены. В момент выпуска из детского дома он сталкивается с реалиями жизни и несет ответственность за свою жизнь уже сам: найдет ли он себе работу, сможет ли он учиться, создать семью, распоряжаться деньгами, имуществом зависит от того, насколько он сумеет адаптироваться к новым условиям. Конечно, учреждения для детей-сирот не бросают ребят на произвол судьбы, выполняют функцию постинтернатного сопровождения. Но степень их взаимодействия с выпускником уже гораздо меньше, чем в детском доме.

Программа «Наставничество» родилась из необходимости поддержать ребенка и подготовить его к самостоятельной жизни. В Москве и Московской области эту программу ведут несколько фондов уже более 14 лет, и результаты работы подтверждают ее эффективность.

– Как работает программа?

– Программа рассчитана на два года. У наставника есть определенные обязанности: два раза в месяц он приезжает к подопечному, в остальное время поддерживает общение по телефону и в соцсетях. Психологи детского дома регулярно проводят с ребенком анкетирование – некий эмоциональный срез: что ребенок чувствует после встречи, что нового узнал, и дают направление, куда можно развивать эти отношения. Та же самая работа проходит и с наставником. Сотрудники фонда проводят мониторинг, помогают предотвратить назревающие конфликты в паре, дают рекомендации.

– Как происходит подбор пары наставник – подопечный?

– Психологи программы подбирают наставника, исходя из потребностей ребенка. Несмотря на то, что при подборе мы учитываем психологические особенности подростка и волонтера, пара должна пройти период адаптации, научиться дружить, находить общий язык.

Чтобы общение было наиболее эффективным, мы помогаем паре определить те зоны роста ребенка, которые они смогут развивать вместе. Например, если ребенок плохо ориентируется в общественных местах, советуем наставнику обратить на это внимание: он может научить ребенка пользоваться специальными приложениями в телефоне, помочь справиться со стеснением и спросить дорогу у незнакомца, научить находить на карте улицы, здания и т.д.

– По каким критериям вы отбираете наставников?

– Это люди, как правило, готовые принять на себя социальную ответственность. Но одного желания мало. Волонтеры проходят в нашем Фонде серьезный отбор, психологическое тестирование и обучение. Некоторые люди могут быть не готовы в силу неких психологических причин, эмоциональной незрелости.

В первую очередь мы учитываем мотивы человека. Потому что становиться наставником он должен не для того чтобы решить свои эмоциональные проблемы. Наоборот, цель наставника – помочь ребенку. Потому что нашими детьми свои эмоциональные дыры не закрыть. Им самим нужна поддержка, а наставник это тот человек, у которого жизненный ресурс в избытке и он готов им делиться. Но если он приходит к нам после какой-то кризисной ситуации в жизни: после развода, потери близкого и пытается восстановиться, мы с пониманием относимся к таким людям, но в программу не берем. Совершенно точно для такого человека это будет очередная боль. Общаясь с ребенком, он может столкнуться и с сопротивлением, и с провокацией и с саботажем. Могут быть любые острые моменты, которые можно пережить спокойно и адекватно, только когда ты сам устойчив: «Со мной все в порядке, с ребенком все в порядке, меня готовили к тому, что у него есть какие-то свои травмы, которые приводят к такому поведению, и я готов с этим жить и работать».


– С какого возраста дети могут стать подопечными программы «Наставничество»?

– Мы берем в программу детей от 14 лет. Это уже сложившийся, со своим характером и мировоззрением человек, готовый воспринимать взрослого, как друга.

– Почему нужна такая дополнительная мера, как наставничество, ведь в детском доме есть воспитатели?

– Я с большим уважением и благодарностью отношусь к труду педагогов, которые с детьми работают каждый день, но даже в маленькой группе несколько детей, и воспитатель не может для каждого стать личным взрослым. Воспитатель для ребенка – представитель системы, казенного учреждения, что напрямую ассоциируется с принуждением, назиданием.

А наставник это старший товарищ, друг. Он тебя не воспитывает, не оценивает, хорош ты или плох. Он принимает тебя таким, какой ты есть. Делится жизненным опытом и готов помочь в решении каких-то проблем. Неизвестно, когда общение с наставником даст свои результаты – через год, два, пять или десять лет. Мы не ждем быстрой отдачи, но уверены, что опыт дружбы со значимым взрослым не пройдет для ребенка бесследно.

Надо учитывать, и детям мы это сразу говорим, что наставник это не спонсор. Он не решает материальные проблемы. И это не родитель, не опекун. Хотя есть случаи, когда со временем наставник оформляет опеку над ребенком.


– Принято считать, что воспитанники детских домов нуждаются в материальной помощи, а на сайте фонда я прочитала, что вы противники этого, почему?

– Сегодня в детдомах Московской области у детей нет материальных проблем. Скорее они живут в постоянном хороводе сменяющихся лиц волонтеров, подарков. Мы же стремимся донести до населения, что даря подарки, люди портят этим детей, потому что они перестают ценить это все. Если есть желание помочь материально, поезжайте тогда в какие-то дальние регионы. Там это еще может быть актуально. Но вблизи столицы дети перекормлены подарками. И это в конечном итоге не идет им на пользу. Им в первую очередь не хватает эмоционального тепла, человеческого общения. И именно это мы пытаемся компенсировать наставничеством. Ведь формирующаяся со временем прочная эмоциональная связь между наставником и ребенком для многих детей – первый успешный опыт построения отношений.

– Какие результаты уже есть у вашего фонда?

– Наши психологи регулярно работают с парами, ведут мониторинг показателей психологической зрелости, устойчивости, самооценки. Мы видим положительную динамику. У детей повышается самооценка, уверенность в своих силах, осознанность, они начинают видеть больше возможностей для самореализации.

В фонде «В твоих руках» программа наставничества работает в трех детских домах: в Быковском, Калязинском и Непецинском. Сейчас в программе участвуют 22 пары, не считая тех, кто уже покинул детский дом. Эта цифра может показаться не очень значительной, но это 22 ребенка, у которых появляются дополнительные шансы в жизни после выпуска.

Марина Пирютина, руководитель службы замещающих семей Быковского центра содействия семье и детям: Проект «Наставничество» для нас, сотрудников детского дома, очень важен. Безусловно, мы осуществляем постинтернатное сопровождение, но наша роль несколько иная: мы в большей степени осуществляем контроль. А дружба и контроль вещи несопоставимые. У наставника функции контроля нет. Он призван поддержать ребенка, а тот в свою очередь должен научиться ценить наставника за его личностные качества, научиться определять свои эмоции и эмоции другого человека.

Екатерина, наставник: Чтобы добиться успеха в отношениях с подопечным, важно, чтобы наставник не строил ожиданий, не жил иллюзиями. Это только повредит. Нужно ориентироваться по ситуации. Ну, и быть открытым. Важная задача наставника – помочь другому человеку открыться, научить доверять. Для этого нужно самому быть открытым.

КАК СТАТЬ НАСТАВНИКОМ?

Ты можешь стать наставником, если:
Тебе больше 25.
Ты зрелый человек, готовый быть терпеливым и доброжелательным.
Ты готов посвящать наставничеству время, регулярно общаться со своим подопечным не менее двух лет, в том числе – после его выпуска из детского дома.
Ты готов предоставить необходимые документы (мед.справки, справка об отсутствии судимости).

Яна Гарбузова, газета “Родник”


Клуб наставников: играем в Мафию!

В воскресенье, 14 июля, мы собрались в Жуковском коворкинге, чтобы... поиграть в мафию!

Клуб наставников в Сахаровском центре

Несмотря на сезон дач и отпусков, мы не теряли надежды собраться вместе и в будний вечер вторника, 25 июня, провели очередной Клуб наставников для наших волонтеров.
В этот раз глубже исследовали принципы, по которым наставник выстраивает свою деятельность.
Для понимания этих принципов и поиска недостающих ресурсов нам отлично подошли метафоры.