Интервью с наставниками
Программа «Наставничество» с 2018 года работает в трех детдомах – как и прежде, в Калязине, но теперь еще в Быково и Непецино. И если для Непецино мы только ищем волонтеров, в Быково недавно закончила обучение первая группа волонтеров и сложились первые пары, то в Калязине наши наставники отметили год знакомства с подопечными.
В честь этой даты мы решили побеседовать с каждой наставницей. Ответы наших девчонок помогут вам ощутить, что такое – быть наставником и другом подростку из детского дома.
Екатерина, 29 лет, Москва
– Расскажи о себе. Может, какие-то важные детали, или вот так: три факта, без которых ты – не ты?
– Я преподаю русский иностранцам, раньше работала на радио, телике. Потом пришла в фонд – хотела заниматься чем-то полезным. Потом был момент – предложили работу мечты, не смогла отказаться. Когда ушла работать по специальности, осталась в фонде в качестве наставника. Это коротко. Три факта обо мне? Люблю животных. Люблю путешествия и новые впечатления, очень важно это для меня. И не терплю несправедливость. Пусть еще будет четвертый факт – люблю людей, да!)
– Что послужило толчком к волонтерской деятельности?
– Работа на телике, наверное. Работала на ток-шоу, видела много несправедливости, трудных ситуаций у людей. Хотелось внести хотя бы каплю чего-то хорошего в жизнь другого человека. Так и попала в фонд. А там увидела, где нужна конкретно моя помощь. Для наставничества не нужно быть суперменом. Ребятам нужен собеседник, друг. Это не требует супер-навыков. Наверное, любой человек может это дать, если захочет.
– Почему решила стать именно наставником, ведь много других способов помогать?
– Ну, во-первых, потому что я люблю общаться с людьми. Наставничество – это ведь по большей части именно общение. Во вторых, я чувствую отдачу, не только вкладываюсь. Я вижу, что это работает, приносит свои результаты. Это вдохновляет.
– Какими были первые шаги?
– Работа в фонде не дала мне скидок – я проходила обучающий тренинг, как и все волонтеры. Узнавала о психологии детей, об особенностях подростков-сирот.
– Что запомнилось из обучения больше всего?
– Ситуации, игровые сцены, которые предлагала нам психолог. Было интересно узнать про себя, насколько могу в кризисных ситуациях собой владеть, насколько могу проявить сочувствие, понять другого человека – это было полезно! Одно дело продумывать это в голове, подбирая правильные слова, другое дело – когда нужно реагировать моментально.
– Что ощущала, когда знакомилась с подопечной?
– Ну, нервничала, конечно. Это же не совсем естественная ситуация – два взрослых человека целенаправленно знакомятся в рамках проекта. Чувствовалась скованность, эта вот искусственность момента. Но огромное спасибо сопровождающим психологам – они нас почувствовали, очень удачно, на мой взгляд, нас совместили, помогли сгладить неловкость. А потом мы пошли гулять, и Таня мне очень много о себе рассказала, говорила даже потом, что никому так много не говорила о себе. Думаю, это тоже признак успешного подбора пары. Конечно, ушло какое-то время на изучение друг друга – какие темы заходят, какие не очень. Узнавали друг друга, и этот процесс продолжается! Всегда есть новые темы для беседы, всегда открываем что-то новое друг о друге.
– Насколько твои изначальные ожидания от программы отличались от того, как все происходит на самом деле?
– У меня практически не было ожиданий, тогда программа только запускалась в фонде. Я примерно понимала, чего от меня ждут – общение, помощь в развитии социально-бытовых навыков… Все в теории. Иллюзий особо не было, не ждала быстрой отдачи. В реальности отдача классная! Я чувствую ее в полной мере. Та поддержка, которую я даю Тане, мне возвращается, у нее нет такой иждивенческой позиции. Всегда проявит заботу, звонит – это невероятно трогательно, правда. Нас учили, что эти дети не умеют отдавать, их надо сначала научить. Но если они научились – они проявляют это во всем. Это очень круто. Уже не просто наставничество, а настоящая дружба, обоюдная. За год вот так случилось.
– Опиши свое самое большое достижение и самый впечатляющий провал за год наставничества?
– Достижение – ну, наверное, это Танина забота и внимание ко мне. Она звонит первая и спрашивает: «Привет, как дела, расскажи, как у тебя там и что?» Я не жилетка для нее, не только ее проблемы обсуждаем, а полноценно дружим. Провалов особо не было… Вот такой случай помню, в анкете я отвечала на вопрос «Был ли неловкий момент во время встречи?» . Я ответила «нет». А Таня в своей анкете ответила, что был. А я не уловила этой неловкости. Ну, наверное, это был вопрос времени, проведенного вместе. Мы тогда только узнавали друг друга. С другой стороны, в живом общении бывает неловкость, ничего страшного в этом нет, на мой взгляд.
– Бывают ли моменты, когда покидает вдохновение? Были сомнения в себе, как в наставнике?
– Пока не было такого. Быть может, потому что я не отношусь к этому как к проекту, поэтому для меня это, прежде всего, живое дружеское общение, человеческое. Поэтому и нет особых взлетов и падений.
– В чем, как считаешь, секрет успеха вашей пары?
– Работа психологов! Нас удачно подобрали. Повезло еще, может) Ну очень совпали по характеру. Нет, все же, наверное, очень повезло!))
– Что, на твой взгляд, может помочь наставнику добиться успеха в отношениях с подопечным?
– Важно, чтобы он не строил ожиданий, не жил иллюзиями. Это только повредит. Нужно ориентироваться по ситуации. Ну, и быть открытым. Важная задача наставника – помочь другому человеку открыться, научить доверять. Для этого нужно самому быть открытым.
– Что бы ты сделала иначе, если бы заново знакомилась с Таней?
– Все осталось бы так же. Ни о чем не сожалею.
– Чем занимаетесь с Таней во время встреч?
– У нас пока не очень разнообразная программа, но мне очень повезло, что Таня взрослая, совершеннолетняя – я могла ее забирать из детского дома, а сейчас из общаги. Мы ходили в кино, кафе, по магазинам. Сейчас, когда тепло, можем пойти на пляж, погулять. Ну и ко мне она приезжает, в Москву – мы можем и гулять, и покупать необходимые вещи, учу ее выбирать размеры и все такое. Много разговариваем, конечно.
– Как ты ощущала поддержку сопровождающих психологов? Были ли моменты, когда помощь была особенно нужна?
– Мне поддержки хватает по полной программе. Всегда спрашивают, нужна ли помощь. Я и сама могу позвонить, если не уверена, как поступить. Всегда есть обратная связь, подсказывают, на что мне нужно обратить внимание. Это позволяет строить наши отношения как-то более плодотворно.
– Какие изменения в себе можешь отметить после года наставничества?
– Не уверена, что изменения есть, но я точно знаю, что стараюсь быть более терпимой и не судить людей. Сначала стараюсь понять ситуацию и учусь больше принимать, даже если не со всем согласна.
– Насколько трудно тебе находить время для поездок к Тане?
– Ну, просто нужно принять как данность, что теперь это есть в моей жизни. Тем более, я уже говорила, у нас все взаимно – Таня ждет, а мне и самой хочется увидеться, а не потому, что «надо». Если по каким-то причинам перерыв случается, я потом сама чувствую – пора ехать.
– Что делаешь, чтобы наставничество было органичной частью твоей жизни?
– Специально не тружусь над этим, как-то так получилось, что Таня меня познакомила со своей семьей, такой был душевный порыв. Потом я ее познакомила со своими родителями, друзьями – специально ничего не делалось, но получилось так, что она вошла в мой ближний круг.
– Какие советы можешь дать нашим новичкам?
– Не люблю советовать, в этом деле вообще много чего интуитивного. Единственное, что важно – быть открытым этому человеку, этим отношениям, а все остальное приложится.
– Как считаешь, на какой вопрос нужно ответить себе, если сомневаешься – идти или не идти в наставники?
– Нужно очень четко понимать, что обратного пути нет и не будет. Этих детей нельзя предать еще раз, нельзя еще раз бросить. Ответственность очень велика. Поэтому если есть сомнения – сначала нужно с ними разобраться. Есть и другие формы помощи, если не готов быть наставником.
– Как относится твое окружение к тому, что ты наставник?
– Таню вся моя семья приняла как родную. Удивительно тепло. Но и Таня сама по себе очень классная девчонка, правда. Очень открытая, располагает к себе. Ну конечно, поначалу близкие немного сомневались из-за всех этих дальних поездок. Но это был единственный какой-то сомнительный момент. А когда познакомились с Танькой – больше вопросов не осталось вообще.
– Что чувствуешь, когда кто-то спрашивает про твое наставничество?
– Рассказываю про наши дела, трудности. Ну, как будто о своей младшей сестре рассказываю – куда учиться пошла, какие проблемы с жильем там… Вообще я просто не очень люблю о личном так рассказывать, но тем не менее, когда рассказываю о тех трудностях, с которыми сталкиваются выпускники детдомов – люди как-то вовлекаются. Может, станут более осознанно помогать.
– Как считаешь, насколько на самом деле полезна эта программа для детей-сирот?
– Считаю, очень полезна! Им нужна поддержка, воспитатели, увы, не могут ее дать. Очень стараются, но ребенку нужно, чтобы кто-то заботился о нем лично. Такое очень редко в детдомах можно получить. Даже простейшие навыки, как следить за своим здоровьем – им некому особо прививать, особенно в самостоятельной жизни. Так что да, очень полезная программа, просто необходимая.
– Замечаешь ли, что твоей подопечной пошло на пользу ваше общение и твоя поддержка?
Танька в принципе очень повзрослела за этот год – она выпустилась из детского дома, переехала в общежитие. Пришлось быть уже более самостоятельной. И я вижу, что да, очевидно, что ей стало легче общаться, она не стесняется, не зажимается. Стала со мной советоваться, а это значит, что она мне доверяет, может обсудить со мной важные для нее вопросы. Учится доверять, по крайней мере.
– Ты остаешься сама собой, будучи наставником, или ощущаешь это как некую дополнительную роль?
– Остаюсь собой, без сомнения, но чуть более ориентированной на другого человека, заточенной на восприятие чувств другого. Но моя точка зрения всегда при мне, у меня всегда есть свое мнение и мой характер тоже при мне)
– Есть ли у вашей пары свои традиции?
– Недавно только появилась традиция – мы отметили годовщину нашей дружбы)
– Прошел год. Что изменилось в твоем восприятии программы?
– Ну, может быть, вначале больше переживала и боялась ошибиться, было ощущение большой ответственности, а сейчас проще – есть понимание, что у нас дружба, и если кто-то совершит ошибку, то мы с этим разберемся. Теперь более свободно, наверное, себя чувствую.
– Сколько времени ты посвящаешь наставничеству? Что, кроме обязательных встреч, случается в вашей паре?
– Помимо встреч раз в две недели, общаемся, как и со всеми друзьями – созваниваемся, переписываемся. Но, наверное, чуть чаще, чем с обычными подругами. Потому что я понимаю – Тане сейчас нужнее общение, да и мы не так долго еще знакомы, нужно отношения поддерживать, раз в несколько дней созваниваемся, обмениваемся новостями. В общем, держим руку на пульсе.
– Как ты думаешь, в чем разница между стереотипом о детдомовцах, существующем в нашем обществе и реальных детях-сиротах?
– Я не была знакома со стереотипами о сиротах, может, просто была не в теме. А так – они такие же люди, со своими проблемами, и особенность, может быть, лишь в том, что им нужно больше любви. Обычные дети, хотят ровно того же, что и все дети – никаких особенностей для меня здесь нет.
– Твое самое сильное удивление за этот год?
– Наверное, когда в сложную минуту Таня нашла важные слова поддержки для меня. Это было то, что мне нужно и было очень трогательно.
– Что для тебя было самым сложным за этот год?
– Страх сделать что-то не так. Потом это прошло, я расслабилась и поняла что все исправимо.
– Какие, на твой взгляд, могут быть подводные камни в деятельности наставника?
– Ну, главное понимать, что это общение живых людей и все возможно – можно не сойтись характерами, все может быть. Может не сложиться. Я уже говорила, что мне во многом очень повезло с Таней, не приходится как-то себя перебарывать, но, наверное, может быть и по-другому.
– Кому точно не стоит, на твой взгляд, идти в наставники?
– Если понимаешь, что тебе самому сейчас очень нужна поддержка, если сам в сложной жизненной ситуации. Потому что на первых порах это в основном отдача, к этому нужно быть готовым. Не стоит искать в ребенке какую-то опору, поддержку.
– В чем заключается твоя миссия как наставника?
– Миссия – как-то громко звучит. Главное – научиться доверять. Мы учимся этому друг у друга. Учимся не бояться открываться.
– О чем вы мечтаете? Есть ли общие планы?
– У нас есть ближайшие планы – чем займемся, что хотим сделать, увидеть. А далеко не загадываем, все так быстро меняется. В основном все связано с Таниным образованием – часто обсуждаем ее перспективы, как все может сложиться в дальнейшем.
– Что можешь пожелать нашему фонду?)
– Чтобы не заканчивались силы, были материальные возможности! Потому что все программы фонда просто необходимы!