Мы навестили выпускников Петровской школы-интерната
О поездке к выпускникам Петровского интерната рассказывает директор фонда Карева Зоя.
«На прошлой неделе я побывала в гостях у выпускников Петровской школы-интернат. Сразу скажу, что поездка впечатлила меня, что было неожиданно. Я впервые «прикоснулась» к жизни выпускника именно в первые дни его нового этапа – самостоятельного проживания в общежитии при колледже. Мы ездили к выпускникам в общежитие, но не в первые дни. Мы много пишем об этом периоде, я знаю о проблемах, но как-то больше в теории, по рассказам волонтёров, воспитателей. Эта же поездка позволила чуть-чуть понаблюдать ребят своими глазами. «Пазл» понимания проблем выпускников в моей голове дополнился личным эмоциональным элементом.
В первую очередь благодарю сотрудников компании IBM и лично Викторию Воронову, которая организовала сбор полезных подарков для ребят и денег (восхитительная сумма — 110 000р). Я отвезла Андрею и Саше предметы первой необходимости в общежитии: начиная от хозяйственных губок для мытья посуды и заканчивая электрическим чайником (см.фотографию списка). В ближайшие две недели мы отвезём подобные наборы выпускницам Вышегородского интерната. Позже будем докупать по необходимости и, вероятно, даже останутся деньги для ребят, которые в ближайшие месяцы получат жильё.
Фото: Комната Саши в общежитии.
Выпускник Петровского интерната переезжает в общежитие с небольшим набором посуды (кастрюля, чашка, тарелка, вилка, ложка, столовый (!) нож) и 520 рублями. Первая стипендия будет только в 20 числах сентября. И, например, Саше питание в колледже не положено, он будет получать компенсацию (из расчёта 175р за будний день и 190р за выходной, всего порядка 6т.р. в месяц, плюс три раза в квартал деньги на одежду, канцелярские товары). Отдельным фото приказ о стипендиях. Как дотянуть до первой стипендии с 500р и без холодильника — не знаю. При этом ещё не надо забывать об общем уровне адаптации сирот… За два дня проживания в общежитии Саша не побывал на кухне и не знал, есть ли холодильник. «А что же ты ешь?» – спрашиваю я. «Ну то ребята угостят, то пирожок куплю». Холодильника, кстати, на кухне не оказалось. И вообще лично на меня кухня навела жуткую тоску (фото прикладываю). Благо, что у Саши есть куратор Рома, другие волонтёры и наш фонд. Поэтому у Саши уже не 520 р, а несколько тысяч рублей на еду. Но не меньшая проблема научиться их грамотно распределять и вообще ходить в магазин. Спустя три дня я списывалась с Сашей — продуктовый магазин он до сих пор не посетил. «Ну я ел бутерброды, макароны и твои котлеты».
Фото: Андрей с частью подарков от IBM.
На ночь я осталась у выпускницы прошлого года Любы. Она впервые ночевала в своей квартире. Была очень счастлива, за сутки раз пять повторила: «Как круто в своей квартире». Надеюсь, по прошествии первой эйфории будут также преобладать положительные эмоции. По пути мы заехали в гипермаркет и я предложила, чтобы Люба сразу купила себе продуктов домой. Впала в ступор, не знает что взять. Я говорю:
– Ну вот я твой гость, чем ты меня будешь кормить сегодня на ужин?
– Отварю макарон.
– Это не интересно, и что, макароны без всего?
Подумала.
– Давай куриной грудки пожарю.
Уже лучше 🙂 В итоге я подсказала ей взять котлеты, куриные сердечки, кусок сыра, творог. Уже у кассы вспомнили о подсолнечном масле.
В квартире выяснилось, что нет соли и вообще каких-либо специй. В принципе в квартире есть всё, чтобы жить: ванная, плита, холодильник, стол, диван. Но не хватает кучи мелочей, за этот вечер в список покупок под мою диктовку Любы внесла спички, сеточку на раковину, крышку на сковородку, фумигатор и т. п. На всё нужны деньги… Если есть накопления (с алиментов, пенсии и т. п.) – всё хорошо, а если нет — сложно. Оказалось, что Люба бывала в квартире, но пока не изучала ближайшую торговую площадь, на которой есть все необходимые магазины. Нет даже банального понимания, что вещи бытового назначения продаются в хозяйственном отделе или отдельном магазине. «Использование» квартиры — тоже отдельная тема. Холодильник в розетку Люба включила, но что внутри надо настроить мощность, не знает. Позже я отъехала по делам и попросила приготовить ужин. Приходит смс: «Не знаю, как включить плиту». Она газовая, надо повернуть вентель. Я звоню, начинаю объяснять, в ответ испуганно: «Давай ты приедешь и сама включишь..». В итоге справилась. И вот таких мелочей, которые домашние дети просто «впитывают» постепенно, наблюдая тысячи раз, как это делают родители, — десятки. Вечером перегорела лампочка в люстре. Учились менять. А у ванной погнулась ножка. На удачу как раз заехал мужчина-волонтёр и поправил. А если бы не он?..
Фото: Люба у себя дома на кухне.
Это главная проблема: выпускник детдома оказывается один на один с реальным миром. Настоящим, а не той иллюзией, создаваемой детским домом (не специально, а потому что в массовом детском учреждении сложно воссоздать домашний быт). И первое время ребята в прямом смысле слова каждый день сталкиваются с кучей вопросов. Порой очень мелких и простых, но их много. И не всегда им есть к кому обратиться, спросить. Да и не имеют они такой привычки — обращаться и спрашивать. Давно замечала — пока сам не напишешь ему, не выпытаешь, о проблемах не узнаешь. А ещё у них нет опыта коммуникаций с разными людьми. В детдом всегда приезжают радостные, приветливые, дружелюбные волонтёры. В реальном мире люди разные: добрые и злые, порядочные и мошенники. И только по выпуску ребята начинают это по-настоящему познавать. И как же важно, чтобы в этот момент был рядом значимый взрослый, которому они доверяют, к кому могут и хотят обратиться с вопросом!
В эту поездку я более полноценно поняла, почему выпускники нередко сворачивают не на ту «дорожку». Плохая компания напоминает отдельные элементы системы детского дома. Тобой будут управлять, указывать, что делать. Взамен «приголубят» и «научат жизни». Из-за одиночества велик соблазн рано завести семью, разделить с кем-то тяготы самостоятельной жизни, попытаться создать настоящую семью, которой они зачастую были лишены. Да только вот без опыта и примера перед глазами сложно это..
Если у вас есть ресурс помогать — помогайте подросткам в детском доме, дружите с ними, становитесь для них значимым взрослым и оставайтесь с ними после выпуска. Это, правда, очень важно и нужно. Они только по паспорту взрослые люди, а в реальности испуганные одинокие дети. Программы наставничества есть у фондов «Хранители детства», «Старшие братья, старшие сестры», «Дети наши» (учреждение в Смоленской области, г.Сафоново) «Волонтёры в помощь детям-сиротам», (можно дополнять в комментариях)»